Первый аэроклуб на Сахалине сгубили неплатежи
Сегодня парашютный спорт на Сахалине переживает тяжелейшие времена: не все ладится у Южно-Сахалинского аэроклуба, Александровск-Сахалинская техническая школа ДОСААФ (к слову, старейшая на Дальнем Востоке!) находится на грани банкротства. В надежде на то, что ситуация изменится к лучшему, мы предлагаем вашему вниманию рассказ о зарождении этого вида спорта у нас на острове. А вот другой повод для написания этих срок гораздо приятнее: ровно 75 лет назад на Сахалине был совершен первый прыжок с парашютом с самолета.
Фото предоставил краевед из Александровска-Сахалинского Григорий Смекалов.
На фото вы видите прыжок с парашютом с вышки в Александровске. Предположительно это 1936-й или 1937-й год. Как сообщали газеты тех лет, «ещё в 1934 году в Александровске любитель планеризма Петр Сорокин организовал первую планерную школу, в которой занималось 12 человек. Её курсанты Можарин, Чумак, Русецкий, Костенко, Сизых и др. научились водить самолёт, освоили фигуры высшего пилотажа. В скором времени заработали планерные школы в Охе, поселках Мгачи и Октябрьском, совхозе «Свиновод». В начале 1935 года в Александровске был создан аэроклуб, открыта школа лётчиков, построена парашютная вышка. В июле 1936 г. по решению ЦС ОАХ клуб получает официальный статус. В течение 2-х лет им было приобретено 3 самолета У-2, один самолет Щ-2 и 5 планеров, подготовлено около 40 лётчиков, выпушено 204 планериста, 279 парашютистов первой ступени и сотни юных авиамоделистов».
В 1934 году началось строительство парашютной вышки высотой 35 метров в распадке недалеко от второй школы (это в северо-восточном районе города, недалеко от нынешнего стадиона). Строили долго. Готова она была только в августе 1935 года. А прыгать с нее начали и вовсе только следующим летом. Причину задержки в газете «Советский Сахалин» объяснил начальник аэроклуба Абрамов: «Привезенный из Хабаровска парашют для вышки не имеет специального кольца, которое должно быть в парашюте. Кольцо должно быть диаметров 22 метра и делается из дюралюминия. Сделать такое кольцо в Александровске можно, но это займет времени больше месяца. Мы сейчас намерены заменить дюралюминий березой, которая имеет хорошую прочность. Произведенные мною экспериментальные прыжки с вышки показали, что она вполне отвечает всем требованиям и может быть пущена в эксплуатацию, как только удастся сделать кольцо на парашют».
За зиму проблема была решена. И в 1936 году вышка заработала на полную мощность. За год число сахалинцев, прошедших инструктаж и благополучно приземлившихся на землю, превысило сотню. Кроме того, впервые на нашем острове был совершен прыжок с парашютом с самолета с высоты 700 метров. «Первопроходцем» стал инструктор по спорту Сорокин. Вот и повод для юбилея!
В конце февраля 1937 года областные газеты обрадовали своих читателей: «В день двадцатой годовщины Рабоче-крестьянской Красной армии и военно-морского флота отличники первой парашютной группы товарищи Попов и Шендяло совершили на Александровском аэродроме первые учебные прыжки. От этих прыжков мы должны перейти к массовым прыжкам». Чуть позже, а точнее, 1 марта, Мария Ковалева стала первой сахалинской женщиной, совершившей прыжок с парашютом с самолета. Приземлившись, она пообещала: «Первая же взлечу на самолете, сама им управляя». Но эта ее мечта, увы, так и не осуществилась.
Почему? Все очень просто. Содержание аэроклуба было довольно затратным делом (как, впрочем, и в начале XXI века!). Выход из положения вроде бы был найден. Областной комитет ВКП(б) и облисполком своим постановлением обязали сахалинские промышленные тресты и прочие хозяйственные организации вносить в кассу клуба значительные денежные суммы в виде «шефской помощи». Поначалу они платили исправно, но, как говорится, «горячий навоз быстро стынет». И уже к началу 1938 года задолженность аэроклубу со стороны вышеупомянутых организаций составила 70,7 тысяч рублей. Попытки исправить ситуацию успеха не имели. В итоге, в ноябре 1938 года первый аэроклуб на Сахалине был закрыт. Очень хотелось бы, чтобы данная история не повторилась…