Платон КРИВОЩЕКОВ: "Уроки Газзаева пригодились в Канаде"
Платона Кривощекова сахалинским болельщикам представлять не надо. Его визитную карточку – пушечные удары из-за пределов штрафной площадки - видели на всех стадионах Сахалина. Кто-то наблюдал за этими ударами с трибун, кто-то, как, например, вратари, испытал их на себе. Но и те и другие, вероятно, и не подозревают, что мощь этих "выстрелов" знакома бывшему вратарю сборной Италии Пальюке. Не верите? Зря. Более того, голкиперы многих канадских команд вздохнули с облегчением, узнав, что Платон перебрался из Страны кленового листа к нам на остров. Обо всем этом он рассказал мне, когда мы летели в одном самолете из Новосибирска в столицу островного края и у меня было в запасе почти 4000 километров, чтобы узнать мельчайшие подробности из его спортивной биографии.
- Платон, расскажи о первых шагах твоей карьеры.
— Родился я в Новосибирске, там же и начал играть в футбол. Помню, в 1974 году отец приводил меня на матчи местного "Чкаловца". Тогда в составе этого клуба играл Юрий Семин, нынешний главный тренер московского "Локомотива". Не могу сказать, что он был моим кумиром, но фамилия его запомнилась. Постепенно футбол начал занимать у меня все больше и больше времени. В школьные годы иногда на соревнованиях и сборах проводил больше времени, чем за партой. К моменту же окончания школы я уже играл в клубной команде "Чкаловца". Но подошло время служить в армии. "Служил" в составе новосибирского СКА, выступал на армейских турнирах. Одной из особенностей армейских соревнований было то, что вокруг футболистов постоянно крутились "сваты", которые заманивали игроков в свои команды, обещая им "золотые горы". Такие вот горы сулил мне представитель Экибастуза. Но я спал и видел себя в футболке "Чкаловца". Такой вот я патриот (смеется).
- И все-таки мечта твоя сбылась.
— Да. Правда, произошло это уже после демобилизации. Я продолжал играть за клубную команду "Чкаловца" и на одном из турниров получил приз "Лучшему игроку". Тогда-то руководство главной новосибирской команды меня и заметило, пригласив в свои ряды.
- Как прошел дебют?
— Впервые за "Чкаловец" я сыграл в 1991 году. Было это 6 мая в матче против "Шахтера" из города Артем. Мы выиграли 3:0, а один из голов забил Владимир Пузанов. Вам эта фамилия ничего не говорит? Правильно, в 1994-1995 годах он играл за "Сахалин". Видишь, как тесен футбольный мир.
- Свой первый гол помнишь?
— Еще бы! Лицевой счет я открыл в матче седьмого тура, когда 31 мая мы обыграли бийский "Прогресс" - 5:1. Мне удалось забить два мяча. Кстати, и в следующем матче я отметился дублем, а всего в свой дебютный сезон забил в 34 играх одиннадцать мячей.
- Это был последний чемпионат СССР…
— Да, уже в 1992 году наша команда стала выступать в первой лиге первенства России. Кстати, в том году я впервые побывал на Сахалине. Помню, было это в самом начале июня. Мы играли на "Космосе" и свели матч вничью – 1:1. Ворота "Сахалина" удалось поразить мне. Это был мой первый забитый мяч на вашем острове. В целом же, сезон мы начали неплохо, я за первый круг забил пять мячей, а потом… получил приглашение в московское "Динамо". Да-да, не удивляйтесь! Эту команду тогда тренировал Валерий Газзаев. Знаешь, кто тогда выступал за бело-голубых? Омари Тетрадзе, Велли Касумов, Юрий Калитвинцев, Сергей Тимофеев, Евгений Смертин (старший брат нынешнего игрока сборной России Алексея), Игорь Симутенков. Вот в эту компанию я и попал. Представляешь?
- Честно говоря, не очень…
— Вот и у меня были подобные ощущения. В "Динамо" меня пригласили в перерыве между кругами. Не успел толком познакомиться с ребятами, а меня уже взяли на международный турнир в Испанию. Первый матч – против "Сампдории", чемпиона Италии. В воротах у них стоял Пальюка, голкипер "скуадры адзурры". Мы выиграли у них – 2:1. Оба мяча у нас забил Игорь Симутенков, и после окончания сезона он перебрался на Аппенинский полуостров. У меня тоже был шанс забить, я вышел один на один с Пальюкой, обвел его, но в ворота не попал. А так бы забил, и получил приглашение в Италию (улыбается).
- Первый официальный матч в составе "Динамо" помнишь?
— Разве такое забудешь? Играли мы против ЦСКА, чемпиона СССР 1991 года. Вот в этом матче я и дебютировал. Всего же за второй круг я сыграл в четырех матчах. За вторую же команду "Динамо" я забил три мяча в восемнадцати матчах. От открывающихся перспектив захватывало дух, но … из-за серьезной травмы я пропустил следующие два сезона. В 1995 году вернулся в "Чкаловец", где забил семь мячей в 26 матчах.
- В "Динамо" тебя не пытались удержать?
— Пытались, но я для себя решил, что лучше вернуться домой.
- А каково твое мнение о Газзаеве-тренере?
— Я могу оценить его только по тому периоду, когда тренировался под его руководством. Это было практически дебютом его тренерской карьеры и, честно говоря, дров он тогда наломал немало. Наверное, ему не хватало опыта, чтобы правильно планировать нагрузки. Шутка ли, в год моего выступления за бело-голубых, у одиннадцати человек были проблемы с мениском.
- Понятно. Кто, в таком случае, из наставников оказал на тебя самое сильное влияние?
— Однозначно – Валерий Еркович. Он и как игрок был на виду, играл за Семипалатинск, Алма-Ату, Краснодар, входил в список лучших футболистов РСФСР. Тренером же он был вообще, как говорится, от Бога. Кстати, на острове должны помнить его. Еркович тренировал "Сахалин" в 1994-1995 годах.
- У кого из известных тренеров тебе еще удалось поиграть?
— Первым на ум приходит Гиви Нодия. Под его началом я выступал в питерском "Локомотиве" в 1996-1997 годах. Кстати, вместе со мной тогда играл Дмитрий Сенников, нынче – игрок сборной команды России.
- Куда тебя "занесло" после Питера?
— В конце сезона 1997 года я сыграл с десяток матчей в екатеринбургском "Уралмаше", а следующий сезон вновь провел в родном "Чкаловце". 1999 год опять пришлось пропустить, а в 2000 я перебрался в Канаду.
- Куда-куда?
— Да-да, именно в Страну кленового листа. Причем я стал первым российским футболистом в этой стране. До меня, я знаю, в 1990 году в Канаде играл Борис Журавлев, и все. Сначала я сыграл четыре матча за "Торонто Линкс" в чемпионате КСЛ (Канадская соккер-лига), а затем выступал за "Норт-Йорк Астрос" из этого же города.
- И как тебе уровень канадского футбола?
— Футбол в Канаде по популярности не попадает даже в призовую тройку. Основное внимание там привлечено к хоккею, бейсболу и американскому футболу. Но могу заверить, что и на наших матчах стадион не пустовал. Тем более что в Торонто жило много итальянцев. А какой итальянец не любит футбол? Пусть мы и не блистали, но удовольствие зрители получали сполна. Чувствовалось, что в Канаду игру завезли англичане. Вся игра построена на проходах по флангу и навесах в штрафную площадку, где завязывалась борьба "на втором этаже". Болельщикам это нравилось. Уровень там, конечно, гораздо ниже, чем в российском первом дивизионе, поэтому особого удовольствия от игры не получал. Рассматривал свою "командировку" как возможность заработать. В начале же 2001 года, когда я был в Новосибирске, мой друг Игорь Талько (он играл за команду мастеров "Сахалин" в 1995 году) сказал, что есть возможность продолжить карьеру в холмском "Портовике".
- Предложение принял сразу?
— Да. В том момент многие клубы уже закончили комплектацию, и особого выбора у меня не было. Приехал в Холмск, на меня посмотрели и … вот уже четвертый год, как я здесь. Кстати, еще ни в одной команде я не играл так долго. Наверное, понравилось! (смеется). Помню, сразу же поразился стадиону "Маяк Сахалина". Такого красавца нечасто увидишь! В 1992 году, когда я приезжал сюда в составе "Чкаловца", я отмечал, что стадион "Космос" - один из худших в Сибири, холмская же арена, наоборот, одна из лучших. А если здесь еще и пластиковые сиденья поставить… Словом, чувствуется, что руководству города и стадиона футбол небезразличен. Небезразлично им и то, сколько болельщиков заполнит трибуны. Эх, если бы еще областное руководство повернулось к нам лицом, мы бы и во втором дивизионе поиграли.
- Тебя самого игра за "Портовик" удовлетворяет?
— Вполне. Мне же не двадцать лет, в премьер-лигу уже не позовут. К тому же, столько титулов, как в Холмске, я еще нигде не завоевывал. Мы ведь были и чемпионами области, и обладателями Кубка, выигрывали первенство России по третьему дивизиону. Хватало и личных призов. Помню, в одном из моих первых матчей за "Портовик" я был признан лучшим игроком, и мне вручили тысячу долларов и путевку в Японию. Деньги мы после матча разделили на всю команду, а путевку пришлось продать – кто же меня отпустит во время сезона? Не надо, кстати, думать, что уровень областного чемпионата довольно низкий. Это не так. Посмотри, сколько людей, поигравших даже в высшей лиге чемпионата России, заявлено за наши команды. А те же молдаване, которых в прошлом году привезли "Крылья Сахалина", "отметились" даже в Лиге чемпионов.
- Действительно, таких игроков хватает. Кстати, в прошлом году мы предлагали провести на Сахалине "Матч звезд" - сборная области против сборной легионеров. К сожалению, тогда это предложение никого не заинтересовало. Как ты думаешь, стоящее ли оно?
— Конечно же! Откровенно говоря, я и не знал, что такой матч планировался. Если меня пригласят в сборную легионеров, соглашусь, не раздумывая. Это же престижно. Тем более что такой матч будет первым в истории Сахалина, ведь так? Думаю, что никто не откажется от участия в таком матче. Над нами не будет довлеть результат, можно будет показать болельщикам настоящее шоу. Уверен, что если этот матч провести в Холмске, стадион "Маяк Сахалина" будет переполнен. Почему бы, действительно, не взяться за его организацию? Сейчас, я знаю, в областной федерации футбола сменился председатель, может, его это заинтересует? Да и вашей газете, которая постоянно пишет о футболе, нужно снова поднять этот вопрос. Такой матч станет настоящим украшением сезона. Его нужно провести обязательно!
- Платон, количество сыгранных тобой матчей и без "Матча звезд" наверняка перевалило за несколько сотен. А какой из них запомнился тебе больше всего?
— Ох-хо-хо. Матч против "Нефтяника" 27 сентября прошлого года. Мы тогда проиграли – 2:6. С таким счетом, да перед своими болельщиками… Честно говоря, до сих пор не могу прийти в себя. Вроде бы и готовы были неплохо, но видимо, психология подвела. Не ожидали от соперника такой игры. А им же терять было нечего. Они в сезоне еще ничего не выиграли, и эта победа нужна была им как воздух. Но ничего, я вешать бутсы на гвоздь не собираюсь, так что возможность взять реванш мне еще представится.
- А много ли, как считаешь, у тебя будет этих возможностей?
— Это ты так на возраст намекаешь? В начале сентября мне "стукнет" всего 36 лет. Для последнего защитника – это не возраст. Вспомни, сколько играл Маттеус. Сергей Горлукович почти в сорок лет становился чемпионом России. У меня сил хватает, до ворот соперника мяч допнуть могу (смеется), так что, если у руководства команды претензий ко мне не будет, то поиграю еще годика три-четыре. Думаю, что за это время и повод для следующего интервью найдется.