Харуки Уэмура: «Я стал олимпийским чемпионом благодаря русским борцам»
Почетным гостем международного юношеского турнира стал президент Международного института дзюдо «Кодокан» Харуки Уэмура. Он – живая легенда этого вида спорта, чемпион Олимпийских игр 1976 года в абсолютной весовой категории, чемпион мира, многократный чемпион Японии, один из немногих в мире, кто имеет X дан.
- Вы только что провели награждение самых юных участников турнира. Возможно, для кого-то из них это первая медаль. А помните ли вы свою первую награду?
- Помню, помню. Я учился в шестом классе младшей школы, мне тогда было 11 лет. Соревнования проходили в спортивном зале рядом с моим домом. Турнир был небольшим, но это была моя первая награда, и она до сих пор занимает почетное место в моем доме и моем сердце. Это – моя отправная точка. Первая победа остается на всю жизнь. Помню, награждал двух ребят на соревнованиях в Японии. Спросил их: «Кем вы хотите стать?» Они ответили, что врачами. Потом эти ребята на самом деле стали врачами. Причем, очень хорошими. Мы иногда встречаемся с ними, и вспоминаем ту церемонию награждения, которая была для них первой. Я был бы очень рад, если бы ребята, которые сегодня получили свои первые награды, дорожили ими.
- А какие свои награды вы считаете самыми важными?
- Вот как раз эту медаль и золото Олимпийских игр. Хотя, я уже даже не помню, где лежит моя олимпийская медаль. Нужно будет спросить у жены (смеется).
- Что можете сказать о сегодняшнем турнире?
- Видно, что турнир сделан с любовью. Он очень компактный и уютный. Очень важна атмосфера, чтобы борцы из разных стран «варились в одном котле», учились чему-то друг у друга.
- Чем на ваш взгляд, российское дзюдо отличается от японского?
- Особой разницы нет, потому что-то дзюдо – интернациональное. Оно покорило все страны и континенты. Хотя, конечно, у каждой страны свои особенности. Каждый борется, выражая свои национальные черты. Русские – сильные. Японцы – не такие здоровые, но зато они быстрые.
- Вы часто боролись с советскими дзюдоистами. Чем вам запомнились эти схватки?
- Русское дзюдо – очень хорошее. Я очень много перенял у ваших борцов. Хотя, скажу честно, я им не проигрывал. В то время сильными были Сергей Новиков и Шота Чочишвили. Они оба – выше меня и более скоростные. Как с ними бороться? Как их остановить? Я придумал такой захват (показывает на переводчике Евгении Шабашове – прим. автора), чтобы не позволить им приблизиться ко мне. Они не могли понять, понять, почему у них ничего не получается (улыбается). Я стал олимпийским чемпионом благодаря им. Благодаря нашему соперничеству я начал изучать, как мне бороться с теми, кто выше меня и сильнее, готовиться к схваткам. Я думаю, что если разные школы дзюдо будут взаимообогащать друг друга, то это выльется в развитие нашего вида спорта в глобальном масштабе.
- Как будет развиваться дзюдо в XXI веке? Могут ли появиться новые приемы?
- Я бы хотел, чтобы появилась новая техника. Но, к сожалению, насколько я знаю, нового ничего не рождается. Кано Дзигоро создал совершенную вещь, взяв из разных видов борьбы самое лучшее. Очень сложно добавить что-то к его творению. Нам остается только совершенствоваться на этом пути.