Александр Сиюткин: «Связующий – это креативный процессор»
Перед волейболистом «Элвари-Сахалин» Александром Сиюткиным была поставлена необычная задача. Ему нужно было подтвердить или опровергнуть мифы о связующих, объяснив свой выбор. Прочитав его ответы, вы узнаете в чем разница между высокими и невысокими связующими, могут ли они выполнять силовую подачу и становятся ли тренерами. Итак, …
- Связующий – это половина команды?
- Я знал, что будет такой вопрос (смеется). Ну… почти половина. Мне кажется, процентов 40-45. А половина команды – это доигровщики. Они – лицо команды, выполняют всю тяжелую работу: принимают и завершают атаку. А связующий – это креативный процессор, который распределяет нагрузку, ищет баланс на площадке, ведет игру. В общем, что-то типа дирижера.
- Связующий должен быть невысокого роста?
- Это необязательно. Есть такие связующие, как например, Дмитрий Ковалев, который своей «физикой» «напрягает» блокирующих соперника. Он высокого роста, и всегда может сам завершить момент. А есть, наоборот, пример французского связующего Бенжамина Тоньютти, который на полголовы ниже меня. Он качеством своих передач обеспечивает комфортные условия игрокам атаки своей команды. Есть плюсы и у тех, и у других. Высокий связующий царит над сеткой, а невысокий – более мобильный, подвижный и быстрый.
- Связующие чаще, чем игроки других амплуа испытывают стресс?
- Наверное, да. Бывают такие ситуации, когда ты не знаешь, что делать. Вроде бы и так уже сыграл и не забили; сыграл по-другому, тоже не забили. Начинаешь заниматься самокопанием, думать, что, может, это я не так пасанул.
- Молчаливый связующий – это плохой связующий?
- Да, это однозначно. Даже элементарные вещи, которые очевидны, нужно проговаривать, чтобы быть в тонусе. К тому же, это снимает напряжение. Конечно, если связующий такой мастер, что расставил всех и все делают свое дело, то это одно. Но, например, у меня были случаи, когда я замолкал. Мол, зачем что-то говорить, если и так все хорошо идет? Но в этом случае следующая партия всегда получалась провальной.
- Связующими становятся волейболистки, у которых не получилось в других амплуа?
- Если брать меня, то – да. Я – такой (смеется). Но я спокойно к этому отношусь. Я бы не сказал, что у меня что-то не получилось на других позициях. Так сложилось. А вообще, бывает по-разному. Хотя, нет! Связующему нужна в первую очередь голова. А если есть голова, то ты сможешь сыграть на любой позиции.
- Связующие не могут выполнять силовую подачу?
- Могут. Все дело в тренировке.
- Связующие в команде – это обособленная группа?
- Нет, это абсолютно не так. Команда – единое целое.- Связующий - самое дефицитное амплуа?
- На данный момент в Суперлиге и в высшей лиге «А» не так уж и много хороших связующих. В общем, не знаю, дефицит их или нет, но уж точно не обилие.
- Хорошим связующим становятся ближе к 30 годам?
- Я на это надеюсь (смеется).
- Из связующих не получаются тренеры?
- Получаются. Из всех амплуа получаются тренеры. В моей карьере наибольшее количество тренеров раньше играли центральными блокирующими. А я считал, что блокирующим на площадке меньше всего приходится думать и импровизировать. Перед ними стоит конкретная задача: шаг туда, шаг сюда, выпрыгнул, ударил. Но тем не менее из них получились великолепные тренеры, и я счастлив, что работал с ними.