Виталий И: «Самое сложное и интересное – помочь ребенку стать чемпионом»

Виталий И: «Самое сложное и интересное – помочь ребенку стать чемпионом»

Во второй части беседы Виталий И раскрыл свое тренерское кредо. Он объяснил, как можно справиться с волнением перед партией, рассказал, какие книги советует читать своим ученикам и дал совет родителям юных шахматистов.

Виталий И: «Хотел бы сыграть с Робертом Фишером»

- Как получилось, что вы стали совмещать свою игровую карьеру и работу тренером?

- В детстве я даже не думал стать учителем. Но в конце 2015 года уволился из «РЖД». Были разногласия с начальством по поводу перспектив на будущее, и я в итоге не захотел работать по специальности. Поэтому в январе 2016 года устроился в Шахматный клуб и начал набирать детей. В мае 2016 мы с Татьяной Сергеевной Марининой решили провести первую «Волшебную ладью». Так всё и закрутилось, и я втянулся в тренерский процесс.

В 2016 году Виталий И впервые отправился с юными сахалинцами на первенство ДФО во Владивосток. Число легенд на этой фотографии зашкаливает за все разумные пределы 

- Нынешние дети отличаются от тех, кто начинал играть в начале 2000-х?

- Явно отличаются. Сейчас они более энергичные и более компьютеризированы.

- Легко ли находите подход к ученикам?

- Не ко всем. Сначала все хорошо, но как только у нас увеличивается нагрузка, у некоторых детей это вызывает неприятие. Раньше для нас слово тренера было законом, а сейчас для кое-кого не только тренер не является авторитетом, но даже и родители.

- Сколько у вас сейчас занимается детей?

- Около 60-ти в возрасте от шести до семнадцати лет.

Михаилу Бамбизо есть чему поучиться у своего титулованного соперника 

- Берете всех подряд или происходит какой-то отбор?

- Приходят все желающие, но не все задерживаются. Сейчас родители стараются записать детей во все кружки: на шахматы, танцы, иностранный язык, что-то еще. Потом начинается понимание, что везде успеть невозможно, и от чего-то нужно отказываться. А кого-то не устраивает локация, не всем удобно добираться к нам, так как много времени уходит на дорогу.

- Вообще, насколько популярны шахматы у детей?

- Я бы сказал, что довольно популярны. Но дело в том, что в городе большой выбор спортивных секций, что, конечно, сказывается.

Виталий И помогал совершенствоваться многиим юным островным шахматистам. В том числе, и победителю первенства области и ряда других турниров Борису Сину 

- Через какое время можно сказать, есть у ребенка талант или нет?

- Года через два после начала занятий. Бывает, что дети быстро все схватывают, но потом у них случается застой. Любой талант нужно развивать. Если талант не развивать, то ребенок так и останется на всю жизнь в разряде перспективных. Но развитие шахматиста – это дело не только тренера, но и родителей и, естественно, его самого. Причем, в первую очередь – самого ребенка.

- Раскрывают ли шахматы характер ребенка?

- Да. Как ребенок ведет себя за доской, такой он и в жизни. Не то, в каком стиле он играет, а именно, как ведет себя.

- Каждый ли ребенок может научиться играть хотя бы на уровне первого разряда?

- Скажу так: каждый ребенок может достичь уровня кандидата в мастера спорта. Выше, конечно, уже сложно, а КМСом, в целом, может стать любой.

Уже в 12 лет Виталий И давал сеансы более опытным шахматистам. На фото легко узнаваемы Виктор Поляков и Алексей Виноградов

- Если вы видите, что у ребенка вообще нет предрасположенности к шахматам, скажете ли вы это его родителям или будете пытаться что-то изменить?

- Да, конечно. Если у ребенка нет желания заниматься шахматами, то не нужно его заставлять.

- Что важнее: талант или работоспособность?

- Важнее – любовь к шахматам, желание заниматься и совершенствоваться. А вообще, без работоспособности никакой талант не разовьется.

Виталий И считает, что важнее всего - погодавдоме любовь к шахматам

- Какой график занятий у детей?

- Три занятия в неделю по полтора часа.

- Что принесет больше пользы: решение задач и комбинаций или блиц на личессе?

- Решение задач. Блиц на личессе – это, с одной стороны, хорошо. А с другой, привыкнув к поверхностным ходам, потом начинаешь принимать импульсивные решения уже за доской, делать ходы, не продумав их последствия до конца. Такой блиц приводит к появлению ошибок.

- Можно ли вообще натренировать комбинационное зрение?

- Конечно! И не только его.

- Какие книги рекомендуете юным шахматистам?

- Хороших книг много. Например, различные решебники. Отличная серия книг Анны Дорофеевой для начинающих «Шахматная радуга тактических приемов». Для самостоятельной работы очень хорошо подходит «Учебник эндшпиля» Марка Дворецкого.

Виталий И рекомендует своим ученикам прорешать все задачи из серии книг «Шахматная радуга тактических приемов»

- Сложно мотивировать детей заниматься шахматами, когда у них сейчас так много соблазнов?

- Очень сложно. А проще всего мотивировать тех, кто занимает призовые места. Вот они сами хотят оставаться конкурентными и побеждать.

- Как детям справиться с волнением перед партией?

- С волнением, конечно, не всё так просто. Чтобы побороть волнение, нужно быть более уверенным в себе. А чтобы быть более уверенным в себе, нужно больше знать. То есть, чем больше ты занимаешься, тем тебе проще справиться с волнением.

- Нужно ли детям изучать творчество чемпионов мира XIX и XX века?

- Это даже не обсуждается! Историю шахмат знать нужно обязательно. Буквально на днях изучали партию первого чемпионата мира Вильгельма Стейница с Барделебеном из турнира в Гастингсе в 1895 года. Эта партия занесена в шахматные учебники, как эталонный образец комбинационной игры. А сегодня утром показывал детям партии Эммануила Ласкера. В том числе, его знаменитую жертву двух слонов на h7 и g7.

По мнению Виталия И, знать эту комбинацию должны все без исключения шахматисты. Она бессмертна, как бессмертны сами шахматы 

- Многие психологи говорят, что современным детям очень сложно концентрироваться на одном деле. Шахматистов это тоже касается?

- Да, есть такое. Приходится с этим бороться. Дети не могут долго сидеть на одном месте. Им нужно посмотреть по сторонам, поговорить с кем-то. Сделаешь кому-то замечание, а оно действует максимум 15 секунд. Начинаешь что-то объяснять, обязательно найдется кто-то, кто будет всех отвлекать.

- Чего не хватает юным сахалинским шахматистам, чтобы добиваться стабильных успехов на всероссийском уровне?

- Победного менталитета, желания заниматься. Как мы говорили выше, на Сахалине слишком много соблазнов и отвлекающих моментов.

- Что доставляет больше удовлетворения: свои победы или успехи учеников?

- Конечно, успехи учеников! Это же подтверждение того, что ты работал не зря. Это мотивация и гордость. Свои победы у меня были и, возможно, будут еще. Но радость от победы своего воспитанника – это гораздо круче.

Виталий И стоял на самой высокой ступени пьедестала почета соревнований всероссийского уровня. Но, по его словам, более сильные эмоции он переживает, когда побеждают его ученики 

- Интересуетесь ли успехами детей в школе, ведь они зачастую пропускают уроки из-за соревнований?

- Естественно. Я считаю, что шахматист должен успевать всё: и в учебе у него должно быть всё хорошо, и в шахматах. Если ребенок не успевает делать уроки, то его родители могут не пустить на занятия. Пропуски влияют на то, будет заявлен шахматист на ближайший турнир или нет.

- Даете ли вы шахматистам советы по спортивному питанию, занятиям другими видами спорта?

- По питанию – нет, по занятиям – да. Я советую им заниматься физкультурой, спортом. На мой взгляд, лучший выбор – это плавание. Плывешь, а голова отдыхает.

- Какими качествами должен обладать тренер?

- Любовь к детям и терпение.

РОО «Федерация шахмат Сахалинской области» делает всё возможное для того, чтобы юные сахалинцы могли прогрессировать. Например, она организовала для них онлайн-занятия с международным гроссмейстером Дмитрием Кряквиным

- Чего никогда не должен делать тренер?

- Выделять на занятиях какого-то ребенка. Остальным становится обидно, а этот ребенок, образно говоря, садится тебе на шею.

- О чем тренер должен постоянно помнить?

- Что мы занимаемся с детьми, что несём за них ответственность. Причем, не только на занятиях, но и после них. Тренер – еще и воспитатель.

Виталий И (крайний слева) на своих первых соревнованиях за пределами Сахалина (полуфинал первенства России в Хабаровске, 2001 год). Теперь на состязания такого уровня выезжают уже его ученики 

- Что самое сложное в работе тренера?

- Сделать ребенка чемпионом.

- А что самое интересное?

- Сделать ребенка чемпионом (смеется).

Виталий И помог Майе Лягиной добиться своего первого значимого успеха. Она - победительница первенства Южно-Сахалинска среди девочек до 9 лет. Продолжение следует? 

- Ваши пожелания родителям спортсменов?

- Доверять тренеру, всячески ему помогать и ни в коем случае не мешать.

- Если бы у вас была возможность обратиться ко всем детям мира с призывом заниматься шахматами, что бы вы им сказали?

- «Gens una sumus»: «Мы – одна семья».

P.S. Бонус!

Своими впечатлениями о тренере поделился один из его самых известных учеников.

Герман Коростелёв в какой-то степени повторил путь своего наставника. По современным меркам он тоже начал заниматься шахматами чудовищно поздно.

 - Вообще, это поздновато, конечно. Но я сам начал заниматься поздно, в 10 лет. Поэтому решил посмотреть, что из этого получится. И буквально сразу мне понравилось отношение Германа к занятиям. Он всё выполнял от и до, и плюс много работал самостоятельно дома, решал тактику. Постепенно пришли успехи, - рассказал Виталий И о своем ученике.

Творческая плодотворная совместная работа привела к тому, что буквально через два-три года Герман метеором ворвался в узкий круг сильнейших юниоров области, раз за разом трансгрессируя на подиум по итогам региональных состязаний. Как так получилось? Слово шахматисту.

- Виталий Александрович — мой первый тренер.  Я начал заниматься шахматами очень поздно, аж в 13 лет. Несмотря на это, он взял меня и уже через четыре месяца я попал на свой первый турнир, где набрал первые 6 очков. Этот человек давал мне свои книги, свои наставления. Я занимался часами напролёт, дабы догнать его уровень. Уже через два года усердных тренировок, решения тысяч задач, я смог впервые сыграть с Виталием Александровичем вничью. Когда у меня был страшный спад игры, и я проигрывал многим соперникам, которые на голову ниже меня, Виталий Александрович поддержал меня. Благодаря ему, я смог вернуться в строй. Вообще, мой тренер - самый лучший, самым сильный и целеустремлённый, который вложил в меня очень много качеств, необходимых для шахматиста, таких как усидчивость, терпение, внимательность и конечно же бесценный опыт. Спасибо ему за всё, что он в меня вложил и что сделал! – респектнул своего наставника Герман Коростелёв.

Шахматная «Табель о рангах» Сахалина 

По видам спорта

Реклама

Другие статьи

Алексей Волков: «Выигрывает тот, кто мало ошибается»
Волейбол
Алексей Волков: «Выигрывает тот, кто мало ошибается»
20 ноября 2024 г.
Шахматисты-медалисты: все-все-все
Шахматы
Шахматисты-медалисты: все-все-все
15 ноября 2024 г.
Катангли выиграли матч у Ноглик, или Сахалинский футбол 70 лет назад
Футбол
Катангли выиграли матч у Ноглик, или Сахалинский футбол 70 лет назад
11 ноября 2024 г.
Он всё делал ради борьбы
Борьба
Он всё делал ради борьбы
5 ноября 2024 г.
Страницы истории: Сергей Темрюков в сборной команде России
Футбол
Страницы истории: Сергей Темрюков в сборной команде России
30 октября 2024 г.
Век Хасана Исламовича Зелендинова
Футбол, Хоккей, Хоккей с мячом
Век Хасана Исламовича Зелендинова
25 октября 2024 г.
Страницы истории, или Работа над ошибками
Волейбол
Страницы истории, или Работа над ошибками
20 октября 2024 г.
Страницы истории: очень низкие показатели
Легкая атлетика
Страницы истории: очень низкие показатели
15 октября 2024 г.
Истоки развития велоспорта на Сахалине
Велоспорт
Истоки развития велоспорта на Сахалине
10 октября 2024 г.
Страницы истории: бюрократически маринуется вопрос
Шахматы
Страницы истории: бюрократически маринуется вопрос
5 октября 2024 г.